Снукер

Снукер


Как разновидность бильярда снукер зародился в Англии примерно в 19 в. Своим названием игра обязана английским кадетам-«снукерам», любившим бильярд и внесшим значительный вклад в модернизацию описываемой версии игры. С 1930 г. по снукеру проводятся мировые соревнования. В снукер играют вдвоем на баллы, цель игры – перегнать противника по количеству набранных баллов.  В игре также участвуют судья, следящий за соблюдением правил, и секретарь, ведущий подсчет очков.

Фреймом
, или розыгрышем, в снукере называют завершенный цикл, в котором без нарушений правил был забит последний черный шар, либо при ударе в черный шар было допущено нарушение, либо один из игроков признал свое поражение ввиду явного превосходства противника. Из нескольких фреймов состоит гейм, а из геймов – матч.

В международной версии используется стол шириной 6 и длиной 12 футов (1,82х3,64 м). Один из распространенных типоразмеров стола для снукера – 5х10 футов, но встречаются и столы меньшего размера. Высота стола считается от пола и до верха бортиков и составляет 34 дюйма (86 см). Допускаются погрешности в размерах стола, но не более 2,5 см.

Шесть луз, которыми оборудован стол, несколько больше чем в «пуловском» варианте и имеют закругленные губки. На расстоянии 70 см от одного из узких бортов («передний борт») стола проведена прямая, которая называется «линией балки»; расстояние от края переднего борта до линии балки называют «балкой». От середины линии балки в сторону переднего борта очерчен полукруг диаметром 292 мм – «сектор».

Шары в снукере

Для игры используется 15 красных, 6 цветных и 1 белый («биток») шар. Диаметр шаров, используемых для игры, составляет 52 мм. Каждый шар имеет определенную стоимость очков: красные – по 1, желтый – 2, зеленый – 3, коричневый – 4, синий – 5, розовый- 6 и черный – 7 очков.
В игре применяют следующие термины, применимые к шарам: сыгранный шар (попавший в лузу при правильном ударе), очередной шар или шар на игре (шар, с которым произойдет первое касание битка после удара), объявленный шар (обозначаемый игроком или судьей очередным).


Начало игры

В начале игры шары выставляются треугольником («пирамида»), один из углов которого повернут в сторону балки. К этому краю на минимальном (не касаясь) расстоянии устанавливается розовый шар. Черный шар устанавливается между задним бортом и стороной пирамиды; зеленый, коричневый и желтый шары ставят в место пересечения сектора и линии балки. Синий шар устанавливается в некотором отдалении от розового.

Начальный удар
производится из сектора, при этом биток должен коснуться любого из красных шаров, в противном случае соперник может требовать повторного удара, либо, продолжая игру, присуждения штрафных очков. Право первого удара разыгрывается между игроками раскаткой шаров, либо определяется жеребьевкой


Игра

Игра продолжается до тех пор, пока все шары не будут сыграны, или при оставшемся на столе черном шаре будет допущено нарушение (фол). При ударе игрок должен хотя бы одной ногой касаться пола. Удары должны быть четко выраженными и наносится только по битку частью кия с наклейкой. Не допускается повторное касание битка после придания ему движения («пропих»). Игроки поочередно производят удары, при этом пока на столе остаются красные шары, любой из них является очередным. Если игрок забил красный шар, то очередным для него становится любой из цветных, но с обязательным указанием конкретного шара. Переход хода осуществляется при нарушении или промахе. Красные, в отличие от цветных шаров, забитых с нарушением правил, обратно не выставляются. В случае если первоначальные отметки цветных шаров заняты, то они выставляются на отметку, соответствующую шару большей стоимости. Если и такая возможность отсутствует, то шар выставляется как можно ближе к своей отметке со стороны заднего борта. Пока на столе остаются красные шары, каждый сыгранный цветной шар перед следующим ударом возвращается на стол. Если в результате действий игрока биток упал в лузу или перескочил за борт, ход переходит к сопернику, вводящему биток в игру. Белый шар не должен касаться более одного шара, за исключением тех случаев, когда оба шара красные, или один свободный, а другой – очередной.

Во время игры может возникнуть ситуация, когда битком невозможно произвести прямой удар ни по одному из прицельных шаров. Такая ситуация называется снукером, или маской. Если снукер возник вследствие нарушения, то объявляется «свободный шар», когда следующий игрок может назначить очередным любой из шаров. Биток считается в положении «за губой», если края лузы не позволяют произвести удар по очередному шару. В таком случае игрок имеет право либо продолжить игру, либо переместить биток в любую точку сектора. Ситуация, в которой игрок, имея возможность попасть в прицельный шар, промахивается, влечет объявление судьей «мисс», после чего возвращается прежнее положение шаров, за исключением случая, если мисс был совершен игроком умышленно. В таком случае судья выслушивает мнения соперников и выносит свое решение.

Подсчет очков


Очки начисляют игрокам за сыгранные шары в зависимости от их номинала. При нарушении правил, баллы за нарушение плюсуются противнику нарушителя.

Штраф по стоимости очередного шара, но не менее 4-х очков начисляется в случае, если: удар произведен до остановки шаров от предыдущего удара или совершении двойного удара; был выполнен «перескок», внеочередное нанесение удара либо нанесение удара с отрывом обеих ног от пола; неправильном ударе «с руки» из сектора; при промахе по прицельному шару либо падению битка в лузу, при свободном шаре биток остался в положении снукера.

В ситуациях, когда в лузу попал внеочередной шар, выполнен пропих, биток попал не в прицельный шар, при касании битка чем-либо кроме наклейки кия или выскакивании шара за пределы стола, штрафные баллы начисляются по стоимости очередного шара.

Штрафные очки в размере семи баллов присуждают, если игрок использовал в качестве битка любой другой шар, попадал в лузы несколькими красными шарами подряд, использовал в каких-либо целях находящийся за пределами стола шар, либо нарушил правила в момент между закатыванием красного и до заказа цветного шара. Если при выполнении одного удара игрок допустил более одного нарушения, то выбирается наиболее весомое, баллы за которое добавляют оппоненту.